История

23 февраля 1944 года началась депортация чеченцев и ингушей с Северного Кавказа в Казахстан.

23 февраля 1944 год для чеченцев и ингушей — день траура, скорби и печали. Именно в этот день против них была предпринята беспрецедентная по своим масштабам и жестокости акция.

В результате депортации народы потеряли примерно половины численности на тот момент. Чтобы оправдать этот геноцид, Сталинский режим выдумывал всякие небылицы, обвиняя их в предательстве и пособничистве немцам.

И вот эта многострадальная земля казахская, была избрана местом поселения чеченцев, ингушей, представителей других народов Кавказа. Сталинско-бериевский расчет был прост: выжившие в пути следования вайнахи непременно погибнут в Казахстане от холода (не случайно акция была осуществлена зимой) или голода. Определенное место отводилось и такому фактору, как борьба за выживание, которая, как известно, не обходится без жертв.

Но «человек с волчьим сердцем» и его окружение просчитались, решив, что и простые люди подобно им живут по волчьим законам, когда сильный уничтожает слабого.

Мудрая казахская пословица гласит: «Халық — қатесіз сыңшы» — «Народ — безошибочный судья».

Сами пережившие тяжелейшие испытания, повидавшие много горя и страданий, уже прошедшие через ужасы сталинских репрессий, казахи быстро разобрались, где ложь, а где правда. Они не оставили в беде другой народ, оказавшийся жертвой той же системы. Вместе с русскими, корейцами и украинцами разделили с ними кров, предоставили место у очага.

По злому умыслу тех, кто возглавлял страну, люди были поставлены в экстремальные условия, когда речь шла о жизни и смерти. Повсюду свирепствовали голод, холод, болезни. Многих они не пощадили. Но люди выстояли. Произошло это благодаря их единству, взаимоподдержке, милосердию и состраданию друг к другу, готовности к самопожертвованию.

Казахи, чеченцы, ингуши, русские, украинцы, немцы, поляки жили единой, дружной семьей. Никто и никогда не вспоминал о национальной принадлежности. Вместе преодолевали трудности, вместе радовались, вместе делили горе. При всем том, что жилось очень тяжело, никто не чувствовал себя беспомощным, потому что знал: случись что — всем миром придут на помощь, не оставят в беде.

Все жили очень дружно в те года. Сменяя друг друга, играли чеченская гармонь, казахская домбра и русская балалайка.

Говорят: нет худа без добра. Общая трагедия объединила народы, сблизила их, сделала духовно богаче «Татулык — табылмас бакыт» — говорят в казахском народе. Поистине это так. Дружба — великое счастье, которое надо беречь и лелеять. Сегодня среди чеченцев и казахов немало семей, которых связывают самые лучшие чувства. Сотни и сотни тысяч людей называют себя друзьями, братьями и сестрами, и это не просто слова.

Если оглянуться на пройденный путь, на нашу общую историю, начиная с 1944 года прошлого столетия, то можно привести сотни, тысячи примеров, проявления милосердия, доброты, сострадания друг к другу представителей разных национальностей. И даже готовности к самопожертвованию.

А вот на Кавказе для чеченцев Казахстан после родного Отечества самая близкая страна. Когда приезжаю на родину предков, я не чувствую, что уехал из Казахстана. Много родившихся у нас.

Часто можно слышать казахскую речь. В машинах звучат чарующие мелодии домбры. А воспоминания о Казахстане бесконечны. Попадаешь в такую атмосферу, когда почти осязаемо чувствуешь, насколько сильны узы братства между двумя народами.

Для чеченцев Казахстан — это благословенная земля, которая приютила их предков в лихую годину. А казахи — народ, который подставил плечо в период тяжелейших испытаний. У известного чеченского поэта Умара Яричева, который, кстати, тоже родился в Казахстане, в одном из стихотворений есть такие строки: «Земля казахская, земля священная, ты в самый горький час делила с нами и хлеб, и материнское тепло». И для чеченцев, что вполне естественно, каждое прикосновение, каждая встреча с казахами — это праздник, возможность выразить самые искренние слова благодарности и признательности.